Стратегический отчет

Сложные удобрения

NPK является нишевым продуктом со стабильным спросом. Цены на него традиционно следуют за ценами на базовые продукты с некоторым лагом во времени и обладают меньшей волатильностью.

В 2016 году цены на NPK снижались на фоне падения цен на азотные, фосфорные и калийные удобрения. В первом квартале 2017 года на рынке NPK наступила стабилизация благодаря некоторому восстановлению цен на базовые продукты. Премии к корзине продуктов сохраняются.

Популярность NPK в мире продолжает расти благодаря практичности, легкости хранения и внесения в почву. Крупнейшим рынком по производству и потреблению NPK является Китай. Помимо масштабного производства внутри страны туда ежегодно импортируются значительные объемы сложных удобрений. Вслед за Китаем другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а также страны Латинской Америки и Африки активно наращивают объемы потребления NPK. Так, в 2016 году объемы импорта NPK в Бразилию, по данным Argus, выросли на 91% — до 0,9 млн т, 40% из которых были поставлены из России. Неизменной популярностью сложные удобрения пользуются в странах СНГ, где традиционно низки объемы потребления фосфорных и калийных моноудобрений.

Цены на NPK 16-16-16

долл. США / т, порты бывш. СССР
Источник: FMB.

Одним из основных трендов на рынке NPK в последние годы является диверсификация марок. Потребителям все чаще требуются индивидуальные марки NPK, которые лучше бы подходили под конкретные почвы, климат и выращиваемые культуры. Максимальная диверсификация и производство конечных марок сложных удобрений производятся обычно в непосредственной близости к потребителю — на мощностях установок по смешению у локальных дистрибьюторов. Однако и производители крупнотоннажных стандартизированных марок NPK в последнее время активно увеличивают степень гибкости своего производства и расширяют линейку производимой продукции. Все большую популярность набирают NPK с добавлением микроэлементов, водорастворимые и замедленного действия. Группа «Акрон» активно следует данной тенденции. За 2015–2016 годы линейка NPK Группы выросла на 12 марок — до 21.