Стратегический отчет

Дистрибуция

Данный сегмент Группы «Акрон» включает в себя сети дистрибуции продукции в России (ЗАО «Агронова») и Китае (Yong Sheng Feng), а также собственные трейдинговые компании — Agronova Europe AG и Agronova International Inc.

Сбытовые сети

Россия (ЗАО «Агронова»)

В состав ЗАО «Агронова» входят 11 специализированных торговых компаний (в 2017 году приобретена 12-я), которые позволяют обеспечить прямой доступ к потребителям продукции в основных сельскохозяйственных регионах страны. Подразделения «Агроновы» предоставляют услуги по доставке, продаже и хранению минеральных удобрений. Суммарные емкости складских помещений сбытовой сети составляют 169 тыс. т (с учетом 12-й — 189 тыс. т).

В 2016 году Группа «Акрон» поставляла свою продукцию более чем в 70 регионов России, общий объем отгрузки составил 1 835 тыс. т различной продукции, что на 7% больше, чем годом ранее. Основное увеличение произошло за счет роста отгрузки сельскохозяйственной аммиачной селитры и азофоски на 13 и 26% соответственно. В целом рост продаж минеральных удобрений (включая пористую и техническую аммиачную селитру) в России составил 17% и достиг 961 тыс. т. Отметим снижение продаж карбамидоформальдегидных смол на 25% в связи с конъюнктурой рынка. По данным Российской ассоциации производителей удобрений, по итогам года доля Группы «Акрон» на российском рынке аммиачной селитры составила 14%, NPK всех марок — 19%.

Китай (Yong Sheng Feng)

Основное направление деятельности Yong Sheng Feng (YSF) — оптовая продажа удобрений производства Группы «Акрон» и независимых производителей. Компания осуществляет продажи как через розничные магазины, работающие под маркой YSF, так и через сеть дистрибьюторов.

В 2016 году продажи YSF на внутреннем рынке Китая составили 85 тыс. т. 2016 год был непростым для отрасли производства и продаж минеральных удобрений КНР. Были ярко выражены падение спроса на все виды удобрений и резкое падение цен. Причинами являлись высокая конкуренция на рынке среди производителей, низкий уровень цен на сельскохозяйственную продукцию, общее снижение потребления удобрений, связанное с замедлением китайской экономики. Несмотря на видимые трудности в продажах продукции на китайском рынке, Китай остается одним из ключевых рынков сбыта комплексных удобрений. Группа «Акрон» традиционно является ведущим поставщиком NPK на этот рынок. В 2016 году доля Группы в китайском импорте NPK составила 26%. В компании YSF проводились мероприятия по оптимизации структуры, продолжалась работа по улучшению внутренней логистики и маркетингу.

Трейдинговые компании

Трейдинговые компании (Agronova Europe AG и Agronova International Inc.) осуществляют маркетинговую деятельность, дистрибуцию, морскую транспортировку удобрений, экспортируемых Группой «Акрон». В отчетном году общий объем продаж Agronova Europe AG и Agronova International Inc. без учета перепродажи продукции третьих лиц составил 3,8 млн т (+24% к уровню 2015 года).

Основные результаты по экспортным рынкам сбыта

Экспортная стратегия Группы направлена на географическую диверсификацию рынков сбыта и расширение продуктовой линейки с ориентацией на увеличение объемов поставок на развивающиеся рынки, а также на рост прямых продаж локальным дистрибьюторам.

Юго-Восточная Азия

Таиланд остается ключевым рынком сбыта комплексных удобрений в Юго-Восточной Азии. На спросе в регионе сказалось сохранение засушливой погоды в первой половине года, но приход сезона дождей во втором полугодии существенно улучшил ситуацию. Несмотря на погодные условия, Группа «Акрон» сохранила лидирующие позиции на рынке импортного NPK Таиланда с долей 24%.

В 2016 году Группа нарастила объем поставок на рынки Вьетнама, Индонезии и Мьянмы, чему способствовали продажи новых марок NPK. Юго-Восточная Азия остается одним из ключевых направлений для NPK Группы. Продажи Группы в Юго-Восточную Азию осуществляются исключительно с доставкой до порта назначения, что позволяет максимизировать доходность продаж и контролировать каналы сбыта.

Северная Америка

С конца 2015 года Группа «Акрон» начала наращивать прямое сотрудничество с импортерами и дистрибьюторами США и Канады, а также начала выстраивать свою дистрибьюторскую сеть путем выхода на региональные рынки к крупным фермерским хозяйствам, ретейлерам и дилерам. Это сказалось на объемах продаж жидких азотных удобрений КАС в США и Канаду. Для проникновения на рынок Группа «Акрон» использует арендованные складские мощности или склады дистрибьюторов-партнеров. Объем запасов КАС, которые на конец 2016 года были завезены под весенние продажи на такие склады, составил порядка 200 тыс. т. Таким образом, в отчетности Группы конечные продажи КАС показали рост лишь на 69 тыс. т (+8%) при росте производства данной продукции на 265 тыс. т (+31%). Фактическая продажа данной продукции будет осуществлена во время весеннего посевного сезона, когда цены выше, что благоприятно скажется на показателях Группы. Группа «Акрон» в 2016 году стала лидером по поставкам КАС в США с долей в общем объеме импорта 28%.

Латинская Америка

Компания продолжает уверенно наращивать объемы поставок в страны Латинской Америки. Продажи комплексных удобрений в регионе выросли на 37%. В 2016 году особенное развитие можно отметить в Бразилии и Эквадоре. Наращиваются объемы поставок новых марок NPK и сухих смесей.

Ключевым рынком региона остается Бразилия. В эту страну было поставлено около 1 млн т продукции.

Африка

Компания продолжает поставки минеральных удобрений на рынки Западной и Восточной Африки. Основными продуктами для Компании в этом регионе мира остаются различные марки NPK. В 2016 году в этот регион были поставлены новые марки NPK.

Европа

Европа является основным для Группы рынком сбыта аммиака и апатитового концентрата (в части экспорта), вторым по значимости для Группы рынком сбыта КАС, а также важным рынком сбыта карбамида. В 2016 году «Акрон» укрепил свое присутствие на рынке путем заключения новых долгосрочных контрактов на поставки аммиака и апатитового концентрата, а также увеличил объемы по долгосрочным договорам на поставки карбамида для технических целей. Финляндия и Ирландия остаются основными потребителями удобрений в форме сухих смесей.

В 2016 году на рынок Европы негативно повлияли несколько факторов. Крупнейшие за последнее десятилетие неурожаи во Франции и Англии, которые привели к снижению внесения удобрений в этих странах до 50%. Устойчиво низкие цены на зерно в связи с увеличением экспорта из РФ и Украины, а также из-за высокого урожая в Восточной Европе и Америке привели к снижению прибыли фермеров и, как следствие, к снижению закупок удобрений. Общее ухудшение экономической ситуации в Европе также значительно повлияло на покупательскую способность фермеров.

Дополнительную информацию о рынках сбыта см. в разделе «География бизнеса и рынок продаж»